Датунский храм
18.04.2023
Дагестан – край с богатейшей историей. На территории республики находится тысячи культурных и исторических памятников федерального и регионального значения. Один из самых известных исторических памятников Дагестана - Датунский храм. В фондах Центрального государственного архива РД имеются документы и материалы по истории памятников культурного наследия нашей республики.
Рапорт Военного Начальника Западного Дагестана Начальнику Дагестанской области от 6 февраля 1873 года №179 (Ф.52, Оп.3, Д.119, ЛЛ.8-9об)
В Аварском округе, в верстах в 25 от сел. Хунзах и в верстах в 3-х от сел. Датун на левом берегу Аварского Койсу, в полуверсте от оной, находится церковь, построенная из камня грубой тески на извести с таким же сводчатым куполом. Отсутствие лесного материала в церкви и прочность кладки оной, нужно полагать, и была причиною тому, что церковь эта до настоящего времени сохранилась в совершенной целости кроме внутренней отделки. Церковь эта построена в тесном ущелье, называемом Гатани-Кал (церковное ущелье) близ ручья, вытекающего по этому ущелью до впадения в Аварское Койсу. Ущелье это, оканчиваясь в нескольких саженях от берега, закрывается острым углом скалы, так что, несмотря на близость расстояния храма от проведенной ныне по левому берегу Койсу колесной дороги, он скрыт для взоров проезжающих. Близ церкви находятся развалины построек и запустившиеся когда-то выделывавшиеся виноградники и поля, свидетельствующие, что при церкви этой находилось поселение, которое, как говорит предание, летом по случаю сильных жаров выходило на окрестные высоты под названием Тлини, где также сохранились развалины построек. Теснота ущелья, в котором находится церковь, и скудность природы ее окружающей заставляют предполагать, что церковь эта не была достоянием какого-либо прихода, а в нее, нужно полагать, приходили только на богомолье. Во время владычества в Дагестане Шамиля, года три до пленения его, он разрешил каким-то четырем ревнителям христианства поселиться в церкви, но, спустя несколько месяцев по их поселении, когда двое из них ушли временно в Ведено, другие двое неизвестно кем были убиты и имущество их, как говорят, состоявшее только из церковных книг, разграблено. Известие об убийстве богомольцев крайне огорчило Шамиля, и он строго предписал Бахлухскому наибу открыть виновных, обещая примерное наказание, но при всем старании виновные открыты не были, хотя в то же время заподозренные в убийстве поплатились всем своим имуществом, которое было отобрано у них наибом в свою пользу. Из рассказов горцев нужно полагать, что поселившиеся в церкви люди были пленные терские казаки-старообрядцы.
К какому времени нужно отнести постройку этой церкви определить не представляется никакой возможности, так как письменных сведений о ней не имеется, а изустные предания за давностию времени слишком сбивчивы и неправдоподобны, да и тех весьма мало; известно только что местные старожилы, ссылаясь на рассказы им об этой церкви их дедов, которым в свою очередь сведения эти передавали их предки, относят постройку ее к отдаленному времени.