Воспоминания Львовой Татьяны Тимофеевны санитарки эвакогоспиталя № 5061
В 1941 г. когда началась война, я была направлена на работу санитаркой в госпиталь, который был оборудован на базе школы №14.
Участвовала в оборудовании госпиталя, возили кровати, постельные принадлежности медицинские приборы, инструментарий. Затем была определена в операционную, где производила стерилизацию материала. Работа была тяжелая. Работая санитаркой, мне приходилось выполнять обязанности медицинской сестры. Материал приходилось возить на автоклавирование в больницу центральную, где находился единственный автоклав в городе. Работать приходилось и ночью и днем, сначала материал возили на машине, затем стали возить на линейке, потом на телеге, а затем её не стало, начала ходить пешком. Стерилизовать материала приходилось много. От меня зависело качество стерилизации материала, так как при недоброкачественной стерилизации могли возникнуть гнойные осложнения у раненых.
Раненых поступало много и материала не хватало, приходилось ходить повторно. Бывали случаи, когда по нескольку суток не спала.
В день производилось в среднем около сорока операций. Было много тяжелых операций. Часто мне приходилось наблюдать за тяжелоранеными, выхаживать их.
С 5 утра до 2-х часов дня производились операции, с 2-х часов до 4-х был перерыв, с 4-х часов до 2-х часов ночи накладывали гипсовые повязки. После окончания гипсования приходилось производить уборку. Часто не успевали после уборки даже зайти домой, поспать, так как начинался новый прием раненых.
Сил уходило много, а жили впроголодь, хлеба не хватало, нам выдавали по 200 гр. кукурузного хлеба в сутки. Мне нужно было накормить 1,5 годовалого ребенка и себя этим хлебом.
Часто ездили под вражеским обстрелом на поезде на границу с Чечено-Ингушетией, где на поезд грузили раненых и переправляли их в госпиталь.
В дороге часто были случаи, когда по нескольку суток не было воды. Тяжелораненые стонали, просили пить, а напоить их было нечем. Легкораненые шли на поиски воды, воду брали где угодно: в лужах, в болотах и этой водой после кипячения поили раненых. Воды не хватало, поэтому медицинский персонал не пил сам, а оставляли раненым. В конце войны я окончила медсестринские курсы и работала как медицинская сестра.
Ф.р-1405, Оп.1, Д.130, тетрадь 15